“Кролик Джоджо” — новый фильм новозеландского режиссера Тайка Вайтити (“Мальчик”, “Зеленый фонарь”, “Тор: Рагнарек”). Лента уже получила номинацию на Оскар в категории “Лучший фильм”, хотя награду, скорее всего, не получит. В номинациях на Золотой Глобус “Кролик Джоджо” проходил как “комедия или мюзикл” и даже в этой категории ничего не выиграл. Снобизм киноакадемиков ему точно будет победить намного сложнее.
События происходят во время Второй мировой войны в нацистской Германии. Десятилетний мальчик Джоджо (Роман Гриффин Дэвис) приписан к Гитлерюгенду. Он искренне верит в превосходство арийской расы и рога у евреев, и, даже воображаемый друг у него — сам Адольф Гитлер (Тайка Вайтити). Гитлерюгендом руководит капитан Кленцендорф (Сэм Рокуэлл, “Автостопом по галактике”), которому помогают Финкель (Алфи Аллен, “Игра престолов”) и фройляйн Рам (Ребел Уилсон, “Холостячки”, “Девичник в Вегасе”). Отец мальчика находится в непонятном статусе — где-то между исчез в Италии и дезертировал. Однажды собратья по Гитлерюгенду приказывают Джоджо убить кролика в качестве доказательства того, что он готов воевать. Джоджо не может этого сделать, над ним смеются и дают ему прозвище “Кролик Джоджо”. Описывать сюжет дальше — только добавлять спойлеров, остановимся на том, что мать главного героя играет Скарлетт Йоханссон (она номинирована на Оскар за эту роль), а скрывающуюся подружку — Томасин Маккензи.
Это особенный фильм и для самого режиссера. Отец Вайтити — маори, мать — еврейского происхождения. Сам Тайка сказал, что специально выбрал для себя роль Гитлера, ведь это лучший способ “послать плохих парней”.
Большая часть противоречий “Кролика Джоджо” кроется в выборе жанра трагикомедии. Гитлерюгенд выглядит несуразной организацией, которая сама себя готова развалить на куски, а нацисты вовсе не идейные зомби, но глупцы, которые просто прогнулись под систему и делают карьеру. В финале фройляйн Рам привязывает гранаты к десятилетнему мальчику со словами “беги и обними американца”. От этого юмора местами становится немного темнее в комнате, но он все равно остается юмором на тему нелепости человеческих трагедий.
Сам Вайтити говорит, что его всегда раздражало, что фильм о войне в мире кино представляют только как драму. Жизнь намного разнообразнее и, действительно, тоталитарные режимы по жанру ближе к трагикомедии. Несмотря на всю их кровавость и несправедливость, в основе всегда лежит детская глупость. Я думаю, что дети, к которым привязывали гранаты в финале фильме, это прекрасная метафора, которая показывает, что нацистами, на самом деле, руководила только собственная инфантильность и неумение нести ответственность за свои поступки.
Большинство зрителей выходят из зала после “Кролика Джоджо” со смешанными чувствами. С одной стороны, фильм заставляет неистово смеяться над “черными” шутками режиссера, с другой — в драматические моменты он бьет прямо в солнечное сплетение.
Еврейская девочка Эльза большую часть фильма “играет” с Джоджо, который искренне считает себя нацистом, пугая его сказками о евреях. В какой-то момент она не справляется с эмоциями и говорит Джоджо, что он не нацист, а просто десятилетний мальчик в форме со свастикой и оружием в руках. Конечно, нас до костей пробирает от чувства беспомощности ребенка перед системой, которая полностью подавила его идентичность, потому что многие из нас это чувствовали. СССР строился на тех же принципах, человеческое было неважным, важным было только советское, значение имела значение только твоя роль в системе.
Гражданин в тоталитарном государстве — это ребенок, по отношению к которому страна занимает патерналистскую позицию. Она его кормит, она принимает за него решения, как родитель. В этом смысле многие немецкие солдаты оказались на войне не по своей воле, став “кроликами Джоджо”, детьми со свастикой. Тайка Вайтити не придерживается никакой политической позиции по этому поводу и не ищет другой правды, кроме человеческой. Тема той войны до сих пор слишком болит во многих семьях по всему миру. Поэтому трагикомедия “Кролик Джоджо” — это лучший способ показать все стороны, посмеяться над глупостью человека, а также просто порадоваться и станцевать, потому что та война давно закончилась.