План цитатный песни про ивана

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова «Песнь про. купца Калашникова». Основная цель урока: формирование представлений о » двух силах» в произведении: силе правды и власти.

Скачать:

Вложение Размер
kulachnye_boi.ppt 390.5 КБ
urok__pesn_p.doc 36 КБ
moskva_ivana_groznogo_k_uroku.ppt 749 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кулачные бои на Руси

Кулачный бой в 16 веке был распространенным развлечением. Он воспринимался как испытание силы и удали русских богатырей.

«Потешить царя-батюшку» выходили к Москве-реке без личной ненависти и желания смерти друг к другу.

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Судебник 1550 г. устанавливал четкие правила проведения такого боя, который являлся последним средством выяснения истины. В судном поединке побеждает не сила, а правда, нравственный перевес одного из противников, которому бог дарует победу, как доказательство высшей справедливости.

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова

«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова» 7 класс.

Цели и задачи урока:

Цель урока: формирование представления о «двух силах», представленных в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»

Задачи урока:
Образовательные. Создать условия для:
1. знакомства учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

2. знакомства учащихся с иллюстрациями к поэме «Песня про … купца Калашникова»;

3. обучения аналитическому чтению;

4. освоения текста художественного произведения в единстве формы и содержания (от композиции к сюжету).
Развивающие. Создать условия для:

  1. развития умение работать с художественным текстом;
  2. формирования навыков анализа текста;
  3. реализации творческих и аналитических способностей обучащихся;
  4. развитие информационной компетенции обучащихся через осмысление понятия «опричнина», её сущности, причины.

Воспитательная. Создать условия для:

1. воспитания у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова;

2. формирования у обучащихся читательской культуры;

3. воспитания духовно развитой личности готовой к самопознанию, участие в диалоге, готовой принимать решение в условиях морального выбора между добром и злом, ценностного отношения к человеческой личности.

  1. Эвристическая беседа с элементами последовательного анализа;
  2. Функциональное исследование художественного текста (выявление отношений и зависимостей между отдельными главами);
  3. Структурное обобщение (через исследование текста произведения к композиционной целостности и авторскому замыслу);

Иллюстрации Билибина, В.Кустодиева,В.Васнецова и других художников к «Песне…про купца Калашникова».

Учебник-хрестоматия по литературе (часть 1), тетради, интерактивная доска (ИД), мультимедийный проектор.

  1. Организационный момент: сообщение темы (запись на доске) и целей урока.
  2. Актуализация знаний через проверку домашнего задания.

Задание д/з : определить элементы композиции «Песни про … купца Калашникова», расположить их в порядке развития сюжета, подтвердить цитированием. Сделать запись в тетради.

То за трапезой сидит во златом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич,

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья, по бокам его всё опричники.

И послышалось мне, будто снег хрустить

Оглянулася – человек бежит…

И он стал меня целовать — ласкать

И цалуя, все приговаривал:

«Отвечай мне, чего тебе надобно

Моя милая, драгоценная!»

3. Развитие действия

И приходить он в свой высокий дом

И дивится Степан Парамонович

Не встречает его молодая жена,

Не накрыт дубовый стол белой скатертью.

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московкие

На Москву-реку, на кулачный бой,

Кто побьёт кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит!»

Разгуляться для праздника, потешиться…

Как на площади народ собирается

Заунывный гудит-воет колокол

Разглашает весть небодрую..

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог,

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской…

И проходят мимо люди добрые…

(Если учащиеся, которые отвечают, не в полной мере справились с цитатами, то учитель обращается к классу за помаслю: «А кто по-другому определил цитатную композицию произведения?»)

Обратимся к теме нашего урока: образы каких героев воплощают понятия «сила власти » и «сила правды». Дадим характеристику нашим героям: Кирибеевичу и Калашникову. Язык поэмы, детали погружают нас в эпоху Ивана грозного и мы попытаемся определить характеры тех людей, которые создаёт, выковывает это нелегкое время.

На ИД герои произведения М.Лермонтова:

царь Иван Грозный, купец Калашников, опричник Кирибеевич.

  1. Обратимся к цитатам домашнего задания. Прочитаем экспозицию поэмы (читает ученик. Каким вы видите царя. Какие слова помогут нам дать его характеристику (центральные слова подчеркнуты)?

(учащиеся указывают на его положение (златой венец),превосходство (расположение гостей: кто защищает, кто явный противник, кто прислуга, которую он не боится), эпитет ГРОЗНЫЙ указывает на черты характера)

Вывод: Иван Грозный — олицетворение власти власти.

  1. Прочитаем цитату «завязки». О каком герое она? (ученики: об опричнике). Скажите, возможно ли было такое поведение человека на улице и почему? (ученики: нет).
  2. Найдем отрывок диалога опричника с царем во время пира, где Кирибеевич говорит о своей печали (стр.164).Учащиеся зачитывают фрагмент. «Государь ты наш, Иван Васильевич…»

— Найдите слова, которые раскрывают его характер, обратите внимание на эпитеты и метафоры.

Дети выделяют «сердце жаркое», «дума черная», «плечи богатырские», «…не кори ты раба недостойного…». Раскрывают смысл: «дума черная»- задумал плохое дело, «сердце жаркое»- полюбил кого – то и думает об этом постоянно, «…не кори ты раба недостойного…»- примирение с властью.

Вывод: опричник – человек власти (общается с царем во время пира, поведение на улице недостойное), физически селен.

— обратимся к третьей цитате композиции. Прочитаем её. На какие эпитеты мы должны обратить внимание? «высокий дом», «дубовый стол», «белая скатерть».

— Какую характеристику они дают купцу?

Ученики: «высокий дом» — близок к Богу, а, значит, к истине; «дубовый стол» — крепость духа, семейных традиций; «белая скатерть»- чистота мыслей, поведения.

Вывод: купец – человек правды.

Итак, в поэме две силы. Какие и кто их олицетворяет?

Сила власти (царь и опричник) и сила правды (купец).

Столкновение между двумя силами

Прочитаем кульминационный момент

— Вспомним, какова цель для каждого героя кулачного боя? (цель для царя-потешиться, для опричника – потешить царя, для купца- постоять за святую правду )

— Почему автор изобразил Кириеевича и Калашникова одинаково по силе? (Оба лихие, удалые бойцы).

— Обратим внимание на строки, где начинается поединок. Чтение боя (с.174-175)

— Найдем цитаты: кому кланяется опричник и кому купец? (опричник «Царю молча в пояс кланяется», купец «Поклонился прежде царю грозному, После белому кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому»).

— Найдем цитаты, где царь ведет допрос Калашникова.

— Есть ли в вопросе царя срытая угроза?

— Почему купец, живущий по законам правды, отвечает неправду?

— Почему царь не сдерживает своё слово по отношению к купцу-победителю (Кто побьёт кого, того царь наградит…)

— Обратимся к развязке поэмы, прочитаем её. Найдем эпитеты.

— Почему автор использует именно эти слова? («заунывный колокол», «весть недобрая»).

— Какое настроение передают слова этой части поэмы?

— Победила сила власти или сила правды?

— В каких строках воплощена мысль народная о том, что народ все равно помнит о Калашникове.

Ученики указывают на эпилог произведения. Чтут память безымянного человека именно добрые люди.

Произведения художественной литературы формируют в нас те нравственные ориентиры, нравственные маяки, которым мы можем следовать. Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе. Подвиг делает человека не только бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшие качества и порывы. История учит нас, и эти уроки мы не должны забывать. Я хочу закончить урок строками поэта Смелякова:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Цитаты на каждый день
Adblock
detector